Окраска, говорящая о бренде авиакомпании, называется «ливрея».
Ливрея самолета — это дизайн фюзеляжа (внешней части) самолета, а именно его бортов, крыльев, носа и хвоста. В дизайн могут входить не только фирменные цвета авиакомпании, но также и логотипы, тексты, изображения, определяющие узнаваемость бренда. В настоящее время ливреи самолетов удивляют своими дизайнерскими решениями. Но так было не всегда.
Когда начали делать дизайн самолетов?
В начале двадцатого века, когда начали активно использовать воздушные судна для транспортировки пассажиров, окраске и дизайну не придавали особого значения. Самолеты покрывали специальным лаком, функционал которого ограничивался защитой от воздействия окружающей среды. Часто используемые цвета самолетов в те года — бежевые или желтоватые.
Ближе к 1920 годам на самолетах гражданской авиации изображали только название и бортовой номер, и это служило для распознавания «своих» среди «чужих». Также самолеты некоторых выдающихся пилотов красили в яркие цвета, что выделяло их на общем фоне. Можно сказать, тогда и начали задавать основы дизайнерских схем, и это были первые ливреи.
Зачем красить самолеты?
В чем помимо узнаваемости бренда полезность окраски самолетов, ведь они сделаны из алюминия, и его блеска после полировки достаточно для визуализации? Именно так и считали несколько десятилетий назад. В истории развития дизайна окраски самолетов есть и «неокрашенная» полоса. До шестидесятых годов, помимо опознавательных знаков, практически не красили фюзеляж. Основная причина была в массе, ведь краска имеет вес и на выходе самолет прибавлял в весе не менее 100 кг.
Однако окраска имеет ряд преимуществ перед полировкой:
В какие цвета красят самолеты и почему?
Покраска самолета — это опознавательная черта бренда авиакомпании. В какой цвет красить и какие символы наносить — это прерогатива авиаперевозчика. Но чаще всего используют «классический» белый цвет. На это есть причины.
Ливреи бортов Utair
Современная ливрея Utair была разработана в 2017 году в рамках ребрендинга авиакомпании. За основу взяли характер и ценности обновленного бренда — надежность, искренность, прозрачность, ответственность и уверенность. Белый самолет стал еще более белым без серой нижней части и с белыми крыльями, а логотип стал более простым в насыщенном синем цвете — цвете, способствующем физическому и ментальному расслаблению, атмосфере безопасности и доверия. Сложную аббревиатуру UT на хвостовой части сменил стилизованный под новый товарный знак U, визуализирующий след взлетающего самолета. Перекраска самолета — процесс не самый дешевый и сезонный, поэтому весь парк воздушных судов окрашивали постепенно.
Технология окраски самолета
Можно точно сказать, ливрея самолета — это фирменный стиль, дизайн борта и авиакомпании в целом. А с помощью цветов, логотипов и других элементов на внешних бортах авиакомпании продвигают свой бренд и узнаваемость среди пассажиров. Например, самолеты Utair носят ливрею белого цвета с синими элементами нейминга компании и узнаваемым логотипом на хвосте. Данные цвета выбраны не просто так, они символизируют надежность, спокойствие и стабильность, это и есть черты бренда.
Ливрея самолета — это дизайн фюзеляжа (внешней части) самолета, а именно его бортов, крыльев, носа и хвоста. В дизайн могут входить не только фирменные цвета авиакомпании, но также и логотипы, тексты, изображения, определяющие узнаваемость бренда. В настоящее время ливреи самолетов удивляют своими дизайнерскими решениями. Но так было не всегда.
Когда начали делать дизайн самолетов?
В начале двадцатого века, когда начали активно использовать воздушные судна для транспортировки пассажиров, окраске и дизайну не придавали особого значения. Самолеты покрывали специальным лаком, функционал которого ограничивался защитой от воздействия окружающей среды. Часто используемые цвета самолетов в те года — бежевые или желтоватые.
Ближе к 1920 годам на самолетах гражданской авиации изображали только название и бортовой номер, и это служило для распознавания «своих» среди «чужих». Также самолеты некоторых выдающихся пилотов красили в яркие цвета, что выделяло их на общем фоне. Можно сказать, тогда и начали задавать основы дизайнерских схем, и это были первые ливреи.
Зачем красить самолеты?
В чем помимо узнаваемости бренда полезность окраски самолетов, ведь они сделаны из алюминия, и его блеска после полировки достаточно для визуализации? Именно так и считали несколько десятилетий назад. В истории развития дизайна окраски самолетов есть и «неокрашенная» полоса. До шестидесятых годов, помимо опознавательных знаков, практически не красили фюзеляж. Основная причина была в массе, ведь краска имеет вес и на выходе самолет прибавлял в весе не менее 100 кг.
Однако окраска имеет ряд преимуществ перед полировкой:
- краску на самолетах обновляют раз в 5-10 лет, а полировать борта необходимо не менее трех раз в год. Эта процедура довольно трудоемкая и затратная — самолет отправляют в ангар, моют , натирают воском с помощью специальных полировальных машин.
- современные самолеты изготавливают из композитных материалов, которые можно красить, но нельзя полировать.
- также одним из минусов полировки были жалобы пассажиров — яркий перелив борта слишком слепил глаза при посадке на борт.
В какие цвета красят самолеты и почему?
Покраска самолета — это опознавательная черта бренда авиакомпании. В какой цвет красить и какие символы наносить — это прерогатива авиаперевозчика. Но чаще всего используют «классический» белый цвет. На это есть причины.
- Обслуживание борта легче. На белом фоне проще увидеть любые повреждения и трещины, тем самым уходит меньше времени на осмотр и реставрацию.
- Экономическая выгода. Обновление краски борта в белый цвет выходит дешевле, чем другие цвета. К тому же, яркие цвета быстрее выцветают и теряют внешний вид, их приходится перекрашивать чаще.
- Снижение температуры. Всем известный факт — носить белое в жару, чтобы было легче, также актуален и при покраске бортов. При перепаде температур (на высоте 10 000 метров за бортом около -50°C, а в некоторых аэропортах +40°C) белый цвет фюзеляжа держит баланс теплового расширения металла, а также отражает солнечный свет и обеспечивает уровень прохлады на борту во время полета.
- С позиции безопасности белый цвет считается более заметным в небе.
- Коммерческая цель. При перепродаже борта другой авиакомпании белый борт проще перекрасить под нового владельца.
Ливреи бортов Utair
Современная ливрея Utair была разработана в 2017 году в рамках ребрендинга авиакомпании. За основу взяли характер и ценности обновленного бренда — надежность, искренность, прозрачность, ответственность и уверенность. Белый самолет стал еще более белым без серой нижней части и с белыми крыльями, а логотип стал более простым в насыщенном синем цвете — цвете, способствующем физическому и ментальному расслаблению, атмосфере безопасности и доверия. Сложную аббревиатуру UT на хвостовой части сменил стилизованный под новый товарный знак U, визуализирующий след взлетающего самолета. Перекраска самолета — процесс не самый дешевый и сезонный, поэтому весь парк воздушных судов окрашивали постепенно.
Технология окраски самолета
- Когда приходит время обновления покраски или самолет приходит с завода, его загоняют в ангар и очищают от краски до металла. Этот этап называется смывкой.
- После зачистки до металла поверхность борта моют, обезжиривают и наносят слой грунта. После его оставляют сохнуть и повторяют процедуру. Грунт используют разный, так как у него различные свойства. Есть части самолета, которые не подлежат обработке — их заклеивают бумагой и пленкой.
- После обработки грунтом в несколько этапов и сушки самолет обезжиривают и наносят первый слой краски. Что интересно, нанесение краски электростатическое, то есть корпус и краска имеют разноименные заряды, что позволяет краске ложиться равномерно и тем самым качество покрытия становится лучше, а расход материал меньше. Процесс покраски осуществляется через специальные пистолеты. На этом этапе важно быть аккуратным — краска не должна попасть в двигатели.
- После покраски и сушки на борт наносятся опознавательные наклейки, трафареты, эмблемы, логотипы и другие знаки. Для этого специалисты заранее просчитывают все детали, наносят их на 3D модель самолета, чтобы избежать перекосов при реальном нанесении на борт. Также докрашивают возможные дефекты, здесь могут использовать мини-пистолеты и даже кисточки, и работа идет вручную.
- После покраски и нанесения опознавательных знаков проверяют толщину и качество покрытия. Стандартная толщина слоя краски около 300 микрометров, и важно это выдержать на всей поверхности, ведь если слой будет толще, краска может трескаться под воздействием деформации и напряжений.
- После проверки самолет снова обезжиривают, наносят лак и сушат. Лак нужен для дополнительной защиты — хорошей аэродинамики и устойчивости к ультрафиолетовому излучению и метеоусловиям.
- После того, как лак высыхает, самолет взвешивают на специальных весах — обычно вес остается прежний, так как старую краску смывают и наносят новую, но вес всех покрасочных материалов прибавляет борту примерно 250-300 кг. В среднем на покраску борта уходит от 7 до 10 дней, и расходуется около 75 литров грунта и 170 литров краски.
Можно точно сказать, ливрея самолета — это фирменный стиль, дизайн борта и авиакомпании в целом. А с помощью цветов, логотипов и других элементов на внешних бортах авиакомпании продвигают свой бренд и узнаваемость среди пассажиров. Например, самолеты Utair носят ливрею белого цвета с синими элементами нейминга компании и узнаваемым логотипом на хвосте. Данные цвета выбраны не просто так, они символизируют надежность, спокойствие и стабильность, это и есть черты бренда.