Некоторые моменты во время полета вызывают неоднозначные ощущения. Например, при взлете, когда вас будто вдавливает в кресло и кажется что еще немного и провалитесь. Это физический процесс, который напрямую связан с вестибулярным аппаратом. На взлете идет набор высоты и скорость самолета увеличивается, двигатели работают на полную мощь и организм человека ощущает как его поднимают вверх. Когда набрали высоту скорость судна уменьшается и двигатели начинают работать в стандартном режиме, тело же по инерции двигается вперед и вверх. Именно поэтому ощущения будто проваливается в яму, но на самом деле это нет так.
Во время полета могут возникать колебания самолета из стороны в сторону из-за попадания его в разные воздушные потоки. Такие колебания и называют турбулентностью или «воздушной ямой».
Воздушные потоки меняют свое направление, в связи с чем начинается тряска, и это связано со сменой атмосферного давления, различиями воздушных масс и рядом других факторов. Особенно сильные ощущения «воздушной ямы» возникают при полете над территорией горной местности и при пересечении суши и моря (особо актуально для полетов на малых высотах и небольших воздушных судов и вертолетов). При попадании в «воздушную яму» самолет резко снижается на несколько метров ниже. Пассажиры в этот момент испытывают своего рода состояние невесомости – свободный полет.
Пять причин турбулентности
Механическая. Пролетая над горными ландшафтами потоки ветра меняют свое направление, образуются вертикальные вихри. Как по закону физики, воздушные потоки достигают препятствие и без возможности его преодолеть идут наверх. Затем потоки снова меняют направление, вызывая смену восходящих и нисходящих потоков, попадая в которые воздушное судно может трясти.
Тепловая. Тепловые потоки воздуха поднимаются выше, остывают, образуя неравномерные потоки и зоны турбулентности.
Фронтальная. Наиболее актуальная в зимний период, когда холодные потоки сталкиваются с теплыми и образуют ветряную волну, в которую может попасть воздушное судно.
Потоки ветра. Изменения траектории движения ветра, часто возникает в зоне пересечения температур или при попадании в грозовой фронт.
Турбулентность ясного неба. Она незаметна в отличие от грозовых туч и возникает из-за колебаний ветра и пересечении воздушных потоков.
Опасна ли турбулентность? Тряска на высоте не самый приятный момент. Но самолеты построены таким образом, что выдерживают подобные зоны. При попадании в воздушную яму пилоты стараются как можно быстрее ее покинуть. На попадание в зону турбулентности повлиять никак нельзя, тут оказываю влияние вышеперечисленные факторы – разные воздушные потоки, температуры, ландшафты, а также размер и вес воздушного судна. На больших лайнерах тряска ощущается меньше.
Как себя вести при попадании в зону турбулентности? Для самолетов попадание в воздушные ямы – явление обычное. А вот пассажиры при внезапной сильной болтанке могут получить травмы. Важно:
находиться на своем месте с пристегнутым ремнем безопасности;
убедиться, что ручная кладь также закреплена и не упадет с верхней полки;
выполнять все указания персонала;
не паниковать и не реагировать на возможную панику других пассажиров (лучше отвлечься на книгу и фильм).
Полет в «трясущемся» самолете – не самое приятное время в пути, но «воздушные ямы» – это естественное явление. Важно знать, что самолеты сконструированы таким образом что способны выдержать сильные внешние нагрузки, они постоянно проходят диагностики и проверки. А пилоты при попадании в зону болтанки. всегда пытаются как можно скорее ее покинуть или при возможности скорректировать маршрут, чтобы не оказаться в зоне сильной турбулентности. При возникновении неблагоприятных метеоусловий по маршруту полета, экипаж самолета может принять решение об отклонении от маршрута, вплоть до посадки на запасном аэродроме. Летайте спокойно и главное не пренебрегайте правилами безопасности на борту.