Блог авиакомпании Utair

Температура за бортом

Как это устроено
Чем выше самолет набирает высоту, тем ниже температура за бортом (на какой высоте летают самолеты и от чего это зависит — читайте в другой статье блога). На высоте 10 000 метров температура достигает -55 °С. Казалось бы, чем выше, тем ближе к солнцу и должно быть теплее. Но в действительности солнечные лучи нагревают поверхность земли, не атмосферу, и уже от поверхности исходит тепло.
  • Температура за бортом зависит от климатических поясов и от сезонов, например, в летний период атмосфера становится холоднее на 6°С на каждый километр от земли. То есть, если на земле +20°С на расстоянии 5 км температура будет около -10°С. Температура за бортом самолета зимой еще ниже. Стоит понимать, что цифры примерные и замерять нужно на высоте в конкретной точке.
  • Температура воздуха за бортом зависит от высоты полета. Воздух верхних слоев тропосферы разряжен, а это значит, что способность проводить тепло значительно меньше. Солнечные лучи лишь проходят сквозь верхний слой, доходят до поверхности суши и там поверхность поглощает их. Затем происходит обратный процесс, и земная поверхность делится полученным теплом, прогревая верхнюю часть атмосферы. Излучение тепла проходит до 15-18 км вверх, чем выше, тем температура становится ниже, но и так высоко пассажирские самолеты не летают.

Какая температура за бортом самолета на высоте?
Знать температуру воздуха за бортом важно не просто из любопытства, эта информация необходима для расчета тяги двигателя, подъемной силы крыла, расхода топлива и нагрузки на различные части самолета. То есть температура за бортом непосредственно связана с безопасностью полета.

Какая температура на высоте 12 000 метров?
Как уже говорили, с каждым километром наверх температура падает на 6°С. И если посчитать, то на высоте 12 000 метров температура будет ниже, около -72°С, что значительно отличается от температуры на земле. Но на этой высоте пассажирские самолеты не летают, так как недостаточная плотность воздуха. Температура за бортом на высоте 10 000 метров, стандартной высоте полета, ниже, примерно -55-60°С. Эта та самая необходимая температура для охлаждения двигателя в полете.

Выяснили температуру за бортом, теперь кажется понятным, почему в пассажирской кабине самолета довольно прохладно. Но температура за бортом практически никак не влияет за температуру на борту. Температура и давление воздуха на борту воздушного судна контролируется системой кондиционирования воздуха, при этом система работает на воздухе, который отбирается от компрессоров авиационных двигателей. Температура такого воздуха достигает 250-500°C. При этом воздух, отобранный от двигателей, разделяется на 2 потока: первый поток (холодная линия), проходя сквозь систему охлаждения, направляется в смеситель. Второй поток идет в смеситель напрямую. В смесителе происходит смешивание обоих потоков. После смешивания теплый воздух подается по воздуховодам в пассажирскую кабину. Теплый воздух подается сверху, поэтому иногда может показаться что в проходе теплее, чем в других местах салона.Температура воздуха в салоне контролируется датчиками температуры, которые установлены в передней и задней части самолета. Температура воздуха в пассажирском салоне может колебаться от 15 до 28°С и автоматически поддерживается на уровне примерно 23°С. Экипаж может повысить или понизить температуру в определенной зоне салона, однако регулятор температуры не имеет четко заданных значений, и экипаж может только сделать воздушную смесь теплее или прохладнее по запросу от бортпроводника. На более современных самолетах управлять температурой в салоне могут бортпроводники со своей контрольной панели.

Есть научная точка зрения, подтверждающая, что на высоте полета нужно держать невысокую температуру на борту. Исследование показало, что пассажиры могут терять сознание при недостатке кислорода, а если еще и добавить к этому высокое давление, то становится вопрос безопасности здоровья. Поэтому довольно низкая температура на борту предотвращает такие случаи.

Какая температура в багажном отсеке?
На бортах самолета перевозят лекарственные препараты, растения, животных, продукты питания, и для сохранности необходим правильный температурный режим. И зная температуру за бортом, возникает много вопросов у пассажиров:
  • какая температура в багажном отсеке самолета? Летом, зимой?
  • Как перевезти питомца, ведь клетку с ним нужно сдавать в багажный отсек, какая там температура? (Читайте подробнее, как перевезти питомца, в другой статье блога).
  • Как провозить лекарства и продукты, они перемерзнут?
  • Бывают ли самолеты, где багажный отсек не отапливается?
Температура в багажном отсеке самолета лишь на несколько градусов ниже, чем в пассажирской кабине, около 15-18 °С, а это значит, что можно без сложностей отправить в багаж все необходимое.
Касаемо неотапливаемых багажных отсеков, раньше в 1960 годы, когда активно развивались авиаперевозки и сервисы на борту только начинали внедряться, багажные отсеки не отапливались. Могли устанавливать обогревательные системы, но не везде. Сейчас же все пассажирские самолеты отапливают багажные отсеки, в исключение могут попасть только грузовые авиалайнеры.