Вы приобрели билет и выбрали место у окна, окно называется иллюминатор. Зачем самолету иллюминаторы? Они необходимы не только для любования красивыми видами, но также играют большую роль в безопасности полетов.
Что такое иллюминатор? Иллюминатор — это окно воздушного судна. Конструкция иллюминатора — стеклопакет круглой или овальной формы, выполненный из прочных акриловых пластиковых стекол, способных выдержать большие нагрузки. И неспроста он такой формы, закругленные углы помогают распределить нагрузку, показатели давления и температуры снаружи и внутри. При наборе высоты давление за бортом резко падает, а внутри остается неизменным, и округлость форм иллюминаторов, люков и дверей позволяет выдерживать изменение давления. Иллюминатор самолета — сложная конструкция, состоящая из внешнего иллюминатора и внутреннего стекла.
Внешний иллюминатор — это основная часть силовой конструкции самолета, состоящий из двух акриловых пластиковых стекол — внешнего и среднего. Резиновые уплотнения, с помощью которых стекла устанавливаются на борт, полностью герметизируют салон от влияния внешней среды и удерживают нормальное давление внутри. Фиксация стеклопакета происходит с помощью специальных зажимов. В нижней части среднего стекла имеется вентиляционное отверстие, которое выравнивает давление в стеклопакете и салоне и предотвращает запотевание окна во время полета.
Внутреннее стекло, изготовленное из пластика, размещается на декоративной стеновой панели. Его основной функционал — защита стеклопакета от физических повреждений.
Пассажир же видит только часть иллюминатора, которая выполняет функцию теплоизолятора, за ним находятся другие слои, недоступные для обзора. Количество окон в самолет зависит от конфигурации воздушного судна. Некоторые оконные проемы могут быть заглушены, если за ними установлены элементы для обслуживания пассажиров (например, кухни, туалеты, вешалки и тому подобное).
Почему иллюминаторы выполнены в форме овала? Любой пассажир, особенно сидящий не у окна, задается вопросом: почему бы не сделать иллюминаторы больше или хотя бы квадратной формы для лучшего обзора. Конструкция иллюминатора выполнена овальной формы не просто так, именно подобная форма позволяет выдержать давление и сделать полет безопасным. Во времена начала конструирования и моделирования самолетов на поток, в 1950-х годах, одна британская авиастроительная компания сделала иллюминаторы квадратными, и это привело к авариям, именно по причине того, что углы окна не выдержали перепадов давления и треснули. Все потому, что форма квадрата не подходит для этих целей — углы в 90 градусов не годны для этого. При резком перепаде давления или жесткой посадке один из углов может сломаться, и это запустит реакцию на другие углы. А вот овальная форма предотвращает эти возможности и давление распределяется равномерно, это было проверено на нескольких испытаниях при моделировании бортов самолетов.
Зачем отверстие в иллюминаторе? А вот задание на внимательность, видели ли вы в окне самолета небольшое отверстие? Как думаете, зачем отверстие в иллюминаторе? Для доступа воздуха, выравнивания давления или может просто бракованные стекла? Отверстие — точно не брак, это важная функция на борту, оно помогает выровнять давление внутри стеклопакета. Как вы уже знаете, иллюминатор самолета имеет несколько стекол и между ними необходимо держать давление в норме, без перепадов, и отверстие в стекле помогает распределить давление, а также удалить лишнюю влагу и конденсат. В первых моделях самолетов подобных отверстий не было, но пространства между стеклами были соединены трубкой и резиновой камерой для поддержания уровня давления на одинаковом уровне.
Зачем шторки на иллюминаторах? На борту самолета нет ничего лишнего, и шторки выполняют ряд функций. Закрытые шторки позволяют пассажирам адаптироваться к освещению на борту и спокойно отдохнуть, также помогают сохранить спокойствие пассажирам, имеющим страх высоты. А открытые шторки позволяют бортпроводникам оценивать обстановку за бортом и своевременно реагировать, если замечают внештатные ситуации. Зачем открывать шторки иллюминатора? При взлете и перед посадкой бортпроводники проводят инструктаж и информируют пассажиров о том, что необходимо открыть шторки иллюминатора. Это важно делать по правилам безопасности, при возникновении внештатной ситуации бортпроводники смогут быстрее среагировать и сообщить обо всем пилотам судна, ведь обзор на внешние борта самолета открыт и шторки этому не мешают. Также при возникновении экстренных ситуаций пассажиры могут быстрее реагировать, если шторки открыты.
Могут ли разбиться иллюминаторы при жестком приземлении? Материал иллюминаторов невероятно прочен и может выдерживать нагрузки до 4 тонн, однако важно следовать правилам на борту и поднимать шторки, ведь они также сделаны из прочного материал и при жесткой посадке могут треснуть и поранить пассажиров.
Надежные ли сейчас иллюминаторы? В современных реалиях лайнеры используют идеальные формы окон, смоделированные авиаинженерами. Сами же иллюминаторы самолетов выполнены из прочного материала, поддерживает климат и выдерживают перепады давления, что позволяет соблюдать все стандарты безопасности. Вероятно в будущем возможны изменения, но сейчас все параметры безопасности конструкции окон в самолетах на высоком уровне, что позволяет делать перелеты безопасными. Так что выбирайте место у иллюминатора и летайте в свое удовольствие.