Блог авиакомпании Utair

Почему на взлете и посадке приглушают свет?

Как это устроено
Почему выключают свет при взлете и посадке, разберем основные причины.
Все время полета подразделяется на этапы. Если выделить основные это:
  • взлет, набор высоты,
  • горизонтальный (или крейсерный) полет,
  • подготовка к посадке, посадка.
Из них взлет, набор высоты, а также посадка считаются самыми трудоемкими. При наборе высоты под особым контролем показатели балансировки, центрирования, погодные условия (видимость), а также соблюдение контрольной точки взлета — если самолет на посадочной полосе и не взлетает, он должен остановиться до определенной точки Х. Если полоса пересечена, но требуется посадка, то самолет будет заходить на нее после совершения взлета. На совершение данных маневров на земле времени меньше, чем на высоте в 10 000 метров (почему на такой высоте летают самолеты, читайте в другой статье блога).
Контроль за соблюдением правил на борту также важен для комфортного и безопасного полета. Одним из правил является выключение света при взлете и посадке.
Две причины, почему выключают свет при взлете и посадке.
  • Первая причина — адаптация к естественному освещению.
Если за бортом ночь, а в кабине был яркий дневной свет, то может возникнуть дезориентирование и будет сложно среагировать на естественное освещение за бортом. В темноте глаз привыкает и адаптируется, лучше видны световые дорожки и направления к аварийным выходам. В ночное время свет полностью выключают, в дневное — остается обычное освещение из иллюминаторов (что такое иллюминаторы, читайте в статье блога). Цель одна — поддержать в салоне такой же уровень света, как и за бортом.
  • Вторая причина — снижение нагрузок на работу генератора.
На борту самолета электроэнергия вырабатывается через генератор и в момент взлета и посадки он работает на всю мощность. Электроэнергия необходима для системы управления, механизации крыла, балансировки (кстати, балансировка — одна из причин, почему нельзя пересаживаться в самолета, читайте об этом подробнее в статье блога), при приземлении — для торможения. Также в момент посадки обороты турбины двигателей снижаются для уменьшения скорости, а это дополнительная нагрузка на генератор. Свет в салоне — это тоже электроэнергия, но чтобы снизить нагрузку на генераторы его выключают.
Выводы
Почему при взлете выключают свет — необходимость адаптировать зрение пассажиров к естественному освещению, а в случае внештатных ситуаций человеку легче реагировать и действовать, ведь его глаз уже приспособился к темноте. Также важно снизить мощность нагрузки на работу генератора.